Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии

Закон на стороне покупателя (газета «ГРАНИ», 10.10.2021)

Ежегодно во второй четверг ноября во всем мире отмечают День качества. Одной из основных целей праздника является повышение уровня грамотности населения в области безопасности и качества продукции и услуг. Ведь именно от этого напрямую зависит степень комфорта жизни и сохранение нашего здоровья.

Однако многие до сих пор сталкиваются с некачественными товарами, неправильными ценниками, просрочкой и другими нарушениями. Руководитель Управления Рос­потребнадзора по Чувашской Республике Надежда ЛУГОВСКАЯ поясняет, что делать в таких ситуациях и как потребителя защищает закон.

Просрочка, товар с дефектом
Продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества. Если покупка оказалась с изъяном (не соответствует санитарным требованиям, просрочена, каким-либо иным способом испорчена в магазине) не стоит пускать ситуацию на самотек.

Согласно ст. 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I “О защите прав потребителей” (далее — Закон) и ст. 503 Гражданского Кодекса РФ, в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вы вправе потребовать замены на товар этой же марки или другой с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Кроме того, вы можете рассчитывать на соразмерное уменьшение покупной цены или вовсе отказаться от исполнения договора купли-продажи и по­требовать возврата уплаченной за покупку суммы.

Гарантийный срок
Вы вправе прийти в магазин с претензией в течение гарантийного срока товара, если он с недостатками. Срок начинается с того момента, как покупка оказалась у вас. Но если говорить о сезонных товарах, есть особенность: их гарантийный срок и срок службы “исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения по­требителей”.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2008 г. № 239, зима в регионе наступает 1 ноября, весна — 15 марта, лето — 15 мая, осень — 15 сентября.

Если гарантийный период не определен, право на предъявление претензий сохраняется в течение двух лет после совершения покупки (п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона).

Исправный товар
Вы вправе обменять товар надлежащего качества на аналогичный, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней, не считая дня покупки. Но при этом товар не должен быть в употреблении, а товарный вид и фабричные ярлыки должны быть сохранены. Это прописано в ст. 502 ГК РФ и ст. 25 Закона.

Однако из этого правила есть исключения: не подлежат обмену товары, указанные в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 (предметы личной гигиены, лекарственные препараты, парфюмерно-косметические товары, бытовая химия, мебель, изделия из драгоценных металлов, автомобили, животные и растения и т.д.).

Возврат интернет-покупки
Если вы совершили покупку онлайн, вы также вправе вернуть ее. Исключение составляет товар, который сделан по индивидуальным параметрам (например, сшитая на заказ одежда или брелок с персональной дарственной надписью).

Обменять/вернуть товар, купленный через Интернет, можно в течение семи дней с момента его фактической передачи покупателю без объяснения причин (п. 4 ст. 26.1 Закона). Отказаться от заказа до момента доставки можно в любое время.

Покупка в кредит
Возврат денег за продукцию, купленную в кредит, тоже регулируется Законом о защите прав потребителей, но у такой ситуации есть свои нюансы. Они объясняются тем, что товар не является собственностью покупателя до погашения полной суммы, а в момент покупки заключается не только договор купли-продажи, но и соглашение о займе. Расторжение только одного из них не является основанием для возврата денег в полном объеме.

Согласно ч. 5 ст. 24 Закона, при отказе от товара покупателю возвращается только та сумма, которая была уплачена в счет кредита к моменту предъявления претензий. Также магазин компенсирует расходы на оформление кредитного договора.

В остальном процедура возврата продукции, купленной в кредит, стандартная: товар надлежащего качества можно вернуть в первые 2 недели, ненадлежащего — в период гарантийного срока, а технически сложные только при наличии дефекта.

Заявленная стоимость
Одна из самых распространенных конфликтных ситуаций в супермаркетах и магазинах — разница в цене на этикетке и в чеке. Чаще всего сотрудники магазина находят “оправдание” для такой ситуации: акция была, но только что закончилась; не успели обновить ценники. Покупателя при этом склоняют, конечно, заплатить столько, сколько насчитал кассовый аппарат.

Но в ст. 10 Закона “О защите прав потребителей” указывается, что продавец обязан предоставить покупателю достоверную информацию о товаре, а цена в рублях — важная ее часть. Поэтому вы имеете право требовать, чтобы вам продали товар по той цене, которая указана в ценнике на полке. Если вы уже расплатились за товар и только после этого заметили ошибку, магазин все-равно обязан вернуть разницу в цене между чеком и этикеткой.

Потерянный чек
В соответствии со ст. 18 Закона вы имеете право предъявить требования, указанные в названной статье, даже без кассового чека. Однако покупку этого товара в данном конкретном магазине вам придется доказывать.

Согласно ст. 493 ГК РФ, кроме кассового чека, факт заключения договора розничной купли-продажи подтверждается выдачей продавцом покупателю кассового, товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Если все указанные документы отсутствуют у покупателя, то покупатель может ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора.

Товар, испорченный в магазине
Если вы случайно повредили, принадлежавший магазину товар, например, разбили бутылку, и это произошло до момента ее оплаты, то сотрудники магазина не вправе требовать у вас оплаты испорченного товара, поскольку это случайное по­вреждение имущества.

Согласно ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором, соответственно риск случайной гибели до оплаты товара на кассе несет магазин.

Сроки возврата денег
Требование о возврате денег должно быть удовлетворено в течение 10 дней с момента обращения, если речь идет о товаре ненадлежащего качества (ст. 22 Закона). Если вы возвращаете качественную продукцию, деньги должны быть возвращены в течение трех дней с даты обращения (ч.2 ст. 25 Закона).

При несоблюдении сроков, установленных для исполнения претензий покупателя, начисляется неустойка в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки (ч. 1 ст. 23 Закона).

Заменить товар продавец обязан в течение семи дней, а если нужна дополнительная проверка качества товара продавцом, то в течение 20 дней. Если у продавца на момент обращения нет нужного для замены товара, то срок увеличивается до месяца.

Если продавец не идет навстречу
Если продавец отказывается возвращать деньги или менять товар, вы вправе обратиться в Управление Роспо­требнадзора. В жалобе изложите суть проблемы, опишите все этапы общения с продавцом. Приложите копии всех имеющихся документов (кассового чека, фото записи в Книге отзывов и предложений, копию претензии и почтовой квитанции).

Жалобу можно направить в электронном виде через специальную форму, размещенную на сайте Управления www.21.rospotrebnadzor.ru , или почтовым отправлением по адресу: 428018, г. Чебоксары, Московский пр., 3д.

Ирина Чугунова

http://www.grani21.ru/pub/zakon-na-storone-pokupatelja