Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии

Потребителя не обижать (газета «Чебоксарские новости», № 30 от 26 марта 2015 г.)

 

Потребителя не обижать (газета «Чебоксарские новости», № 30 от 26 марта 2015 г.)

 

«Сколько ложек сахара должно быть в стакане чая?» — «Наверное, столько, на сколько вы сладкоежка». — «Нет, я спрашиваю: сколько ложек сахара должны класть в стакан чая в кафе?» — «Сколько пожелает покупатель». — «А вот мы недавно зашли в кафе, чтобы выпить там чайку, попросили положить по две ложки сахара, а нам отказали: у них норма — одна ложка на стакан». — «Это где ж такое кафе? Везде вроде спрашивают только «вам с сахаром или без».

Вот такой несколько неожиданный диалог прозвучал на «прямой линии», приуроченной к Всемирному дню защиты прав потребителей. На вопросы чебоксарцев отвечали начальник управления по развитию потребительского рынка и предпринимательства горадминистрации Фасиха Солдатова, специалисты управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи, Роспотребнадзора и представители банковских структур. Позвонившей по поводу сладко-несладкого чая ответили, что норм «сколько ложек на стакан» не существует. Покупатель вправе заказать любую порцию сладкого, а потом её оплатить. Адрес кафе, где не дорожат клиентами, записали и обещали туда наведаться.

Вообще, поступавшие на «прямую линию» звонки чаще всего касались торговли. Сразу две чебоксарки, например, пожаловались на «хитрые» чеки и ценники. В одном из магазинов федеральной сети (базирующейся на юге страны) выдают кассовые чеки, где значится только сумма к оплате, а цены за килограмм почему-то нет. В результате, резюмирует покупательница, мы приобретаем товар, не зная его стоимости. В торговой точке другой федеральной сети, наоборот, на этикетках расфасованных продуктов указаны цена за килограмм и вес, но отсутствует сумма к оплате. Продавцы предлагают её подсчитывать самостоятельно или узнавать уже у кассы. Про оба нарушения прав потребителя покупательницам порекомендовали сообщить в налоговый орган.

— Купили холодильник, у него ещё на гарантийном сроке начали разваливаться полки, ящички. Обратились в сервисный центр, а там дали от ворот поворот: гарантия на комплектующие, мол, не распространяется, приобретайте новые за денежки. Разве это правильно? — интересуется горожанка. У специалистов «прямой линии» наводящий вопрос: — А что написано в договоре купли-продажи? — Гарантия на холодильник составляет 36 месяцев. — Если ключевое слово в договоре только холодильник, а комплектующие отдельно не оговариваются, значит, гарантия распространяется на весь агрегат. Так что смело отправляйтесь в магазин с письменной претензией и требуйте компенсации.

У другой чебоксарки сломался гарантийный телефон, только приобретался он в кредит. В магазине деньги не возвращают, так как товар оплачен не полностью. Ответ: это неправильно, продавец обязан взять некачественный товар, возместить клиенту выплаченную им сумму (причём с процентами по кредиту), а затем самостоятельно решать все нюансы с банком. А покупателю следует подойти в банк и расторгнуть договор.

Жительница Южного посёлка тему торговли плавно перевела в другое русло. Поинтересовалась, какие продукты разрешено продавать на мини-базарчиках. Овощи и фрукты, только торговать ими в данных местах (предоставляются они бесплатно) могут лишь пожилые люди, причём — излишками урожая, выращенного на своих дачных или приусадебных участках (при себе им надо иметь справку о наличии садов-огородов). Начальник управления по развитию потребительского рынка напомнила, что с января в Чебоксарах заработали ярмарки «Покупай дешевле» (на территории ТК «Николаевский», рынках «Северный» и «Шупашкар»). Здесь по выходным бесплатные торговые места предоставляются представителям крестьянско-фермерских хозяйств, а у чебоксарцев появляется дополнительная возможность сэкономить на продуктах.

Наталья два года назад заключила договор долевого участия в возводимом неподалёку от «Ленты» доме. В документе прописано централизованное отопление, но застройщик без согласования с дольщиками изменил систему обогрева на индивидуальную и потребовал доплату за оборудование. Кто не оплатит, угрожают невыдачей ключей. Представитель Роспотребнадзора пояснила, что дольщики должны оплачивать только указанную в договоре сумму (если не было дополнительных соглашений), и подсказала будущим новосёлам обратиться в прокуратуру.

У жительницы дома № 3 по ул. Ермолаева другая проблема. Кто-то из соседей отгородил себе уголок на площадке между этажами, и теперь другим негде оставить даже санки или коляску. Места общего пользования так называются потому, что они общие, просветили специалисты сферы ЖКХ, сославшись на Жилищный кодекс. А когда телефон замолчал, отметили, что такая «прихватизация» в городе, увы, не редка.

Мужчина с ул. Гражданской, 101 пожаловался, что по утрам из крана вместо горячей воды течёт чуть тёпленькая, её приходится долго спускать, а счётчик-то тикает. Последовало разъяснение: если температура воды не соответствует норме — это нарушение. Письменно обратитесь в управляющую компанию, пусть составят акт. Факт подтвердится — обязаны сделать перерасчёт. А если УК окажется «глуха», обращайтесь в администрацию города или в Государственную жилинспекцию.

Закончилась «прямая линия» тоже несколько необычным, но уже не вопросом, а ответом. Позвонила мама, купившая своему ребёнку плавательный круг. Когда его принесли домой и распечатали упаковку — в спасательном средстве обнаружили дырку. Продавец говорит: вы сами проткнули. Но, по мнению специалистов, он не прав, и брак можно вернуть в магазин.

Любовь Михеева