Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии

Права потребителей (Местная газета в г. Канаш «Навигатор» 20.03.2012г. № 12)

Права потребителей

Давайте подробно рассмотрим: на что конкретно и в каких случаях имеет право любой потребитель?

Непродовольственные товары можно обменивать, даже если они качественные, но не подходят потребителю по каким-либо параметрам: комплектации, расцветке, фасону, размеру, форме и т.д. Обменять товар после покупки можно в течение 14 дней, не считая дня покупки, однако, при этом товар не должен быть в употреблении, его товарный вид должен быть сохранён, и должен быть предъявлен товарный чек. Но стоит обратить внимание, что существует, утверждённый Правительством РФ, перечень товаров, которые не подлежат обмену, по указанной выше причине.

Следующее, что необходимо знать – это гарантийные сроки товаров. Гарантийный срок означает, что в течение определённого времени продавец или изготовитель товара обязан удовлетворить требования потребителя, если он обнаружит в нём или его работе недостатки. Гарантийный срок может исчисляться не только со дня покупки товара, но и со дня его изготовления, если день покупки установить нельзя. Сезонные товары могут иметь гарантию с начала сезона; купленные по почте – со дня доставки или дня заключения договора. То же относится к товарам, купленным со сборкой или установкой: если день сборки (установки) неизвестен, гарантийный срок начинается со дня заключения договора.

Если сезонный товар куплен вне сезона, то гарантийный срок исчисляется со дня наступления соответствующего сезона. Например, для зимних товаров сезон длится с ноября по март; для осенних и весенних – с марта по май и с сентября до середины ноября; летние товары относятся к сезону с мая по сентябрь.

Если обнаружены недостатки, о которых продавец умолчал, то можно требовать взамен качественный товар той же марки, и при необходимости произвести перерасчёт цены, либо соразмерно уменьшить её. Можно также требовать устранения недостатков, причём безвозмездного, или возмещения расходов на их устранение, или возврата денег. Причём продавец или изготовитель обязаны выполнить ваши законные требования, но если Ваши законные претензии не были удовлетворены, то Вы имеете право обратиться в суд. В случае нарушения сроков их выполнения выплачивается неустойка – за каждый день просрочки 1% от стоимости товара. Очень мало потребителей знает о том, что некачественный товар можно сдать в магазин обратно, даже если чек на него не сохранился. Правда, в этом случае потребуется доказать факт покупки, показав другой документ, или представив свидетельства других людей, но главное, что надо знать: отсутствие чека не означает, что требования покупателя не могут быть удовлетворены.

Ещё один интересный момент: если вы случайно причинили магазину ущерб – например, неумышленно разбили банку или бутылку до того, как этот товар был оплачен, вы не обязаны оплачивать его стоимость. По закону это случайная гибель имущества магазина, и ни его сотрудники, ни заведующие не имеют прав требовать у потребителя оплаты этих убытков. Также сдавать сумки при входе в магазин мы не обязаны, хотя это практикуется у нас повсеместно, и никому даже в голову не приходит, что это незаконно.

И в заключении, хочется пожелать всем потребителям чётко знать свои права, и всегда получать от продавцов те товары, которые будут удовлетворять их потребности.