Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии

15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей (Местная газета в г. Канаш «Навигатор» 13.03.2012г. № 11)

15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей

 

Каждый год 15 марта в мире отмечается Всемирный День защиты прав потребителей. Его история началась в 1962 году, когда Джон Кеннеди, которого в США до сих пор считают одним из самых популярных и любимых президентов за всю историю, произнёс в этот день речь на заседании Конгресса.

Он первым сказал о том, о чём до него не говорил никто, дал характеристику понятия «потребитель» и предложил чётко определить его основные права. Президент сказал, что каждый человек и гражданин, независимо от того, какое положение он занимает в обществе, и какие имеет доходы, являясь потребителем, имеет 4 основных права: право на безопасность, право на информацию, право на выбор, право быть выслушанным.

Позже, когда была образована Всемирная организация союзов потребителей, было определено ещё 4 права, которые потом признали многие страны. В 1985 году, 9 апреля, ООН приняла на Генеральной Ассамблее Руководящие принципы по защите прав потребителей, которые означают следующее:

Право на безопасность означает, что потребитель должен быть защищён от продуктов, услуг и производственных процессов, представляющих опасность для здоровья и жизни.

Право быть услышанным – право открыто высказывать своё мнение, выражать свои интересы и отстаивать их, побуждать правительство и соответствующие органы принимать и рассматривать предложения потребителей, и учитывать их при формировании различных аспектов жизни страны: политики, экономики и т.д.

Право на информацию – это право на защиту от ложной рекламы; надписей на товаре, вводящих в заблуждение; любой ложной информации и мошенничества; а также право на обобщение фактов, которые требуются для того, чтобы сделать обоснованный выбор.

Право на выбор в свою очередь означает, что потребитель должен всегда иметь доступ к различным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам.

Право на удовлетворение основных потребностей – это право всегда получать основные товары и услуги, необходимые для того, чтобы выжить.

            Право на возмещение убытков – право на удовлетворение основных претензий, а также возможность пользоваться для их удовлетворения правовой помощью.

Право на потребительское образование – это право на знания и те навыки, которые позволяют потребителю всё время повышать грамотность, чтобы на основании полученных знаний отстаивать свои потребительские права, воздействовать на сферу производства и реализации товаров и услуг.

Право на благоприятную окружающую среду – это право ещё раньше было записано в Конституции, как одно из основных прав человека. Это право означает, что все физические и юридические лица и государственные органы обязаны принимать меры для сохранности окружающей среды. Это право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, и на возмещение ущерба, причинённого потребителю вследствие экологических правонарушений.

В России в 2012 году Всемирный День защиты прав потребителей проходит под девизом: «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг».