Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии

Требования предъявляемые к маркировке товаров (Местная газета в г. Канаш «Навигатор» 28.02.2012г. № 9 )

Требования предъявляемые к маркировке товаров

 

Маркировка товара— это текст, условное обозначение или рисунок, нанесенные на упаковку или на сам товар. Главным назначением маркировки является доведение основных сведений о товаре до потребителей, а также идентификация товара. Основной функцией маркировки товара, является информационная функция, т.е. доведение до заинтересованных субъектов всех необходимых сведений о товаре, регламентируемых Федеральным законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года  №2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии с этим Законом продавец обязан предоставить покупателю следующую информацию о товаре:

- адрес (место нахождения);

- фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), импортера;

- наименование технического регламента или иное обозначение об обязательном подтверждении соответствия товара;

- сведения об основных потребительских свойствах товаров

- сведения о составе (в том числе наименования использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, а также компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если их содержание в таком компоненте превышает 0,9 %)

- о пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки), а также о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

- информацию об энергетической эффективности товаров при необходимости;

- срок службы или срок годности товаров, а также сведения о действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при их невыполнении, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.

Товарная маркировка является первым информационным блоком, с которым встречается потребитель при покупке товара, и содержит всю основную информацию.

При этом маркировка товаров должна быть:

- четкой и разборчивой, выделяться или размешаться на фоне, контрастном по отношению к цвету упаковки (изделия);

- устойчивой к воздействию климатических факторов;

- сохраняться в течение всего допустимого срока использования товара;

- достаточной для обеспечения безопасного обращения с товарами.

Маркировка продовольственных товаров должна содержать следующую информацию:

- наименование продукта и его вид, сорт, марку;

- наименование страны, производителя и его адрес;

- массу нетто или объем продукта;

- состав — наименования основных ингредиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки;

- пищевую ценность (калорийность, количество белков, жиров и углеводов, а также наличие витаминов);

- условия хранения;

- срок годности, дату изготовления;

- способ приготовления (для полуфабрикатов и продуктов, предназначенных для детского питания);

- рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок);

- обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар; информацию о подтверждении соответствия.

Маркировка непродовольственных товаров должна содержать следующую информацию:

- наименование товара;

- наименование страны, производителя, его адрес;

- назначение (область использования);

- основные свойства и характеристики;

- правила и условия эффективного и безопасного использования;

- обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар;

- информация о подтверждении соответствия.

Маркировка товаров бывает: производственная, которая наносится предприятием— изготовителем товаров и регламентируемая в первую очередь ФЗ «О защите прав потребителей» и действующими техническими регламентами на продукцию, а также торговая, которая наносится поставщиком или продавцом товаров.

К производственной маркировке относятся этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.

Этикетка

Этикетка — основной носитель информации о товаре, на которой указываются все сведения, необходимые для субъектов рыночных отношений. Этикетки печатаются типографским способом и приклеиваются на товар или упаковку, наносятся литографическим способом на банки консервов, наносятся с помощью лазера на этикетку или сам товар (дата изготовления и срок годности товара).

Вкладыш

Вкладыши — разновидность этикетки, которая содержит основные сведения о товаре и вкладывается в упаковку товара, когда поместить всю необходимую информацию на коробке не представляется возможным. Иногда помимо информативной части содержит рекламу. Чаще всего вкладыши можно увидеть в упаковках парфюмерно-косметических товаров, кондитерских товаров и лекарственных средств.

Бирка

Бирки — носители маркировки, которые могут пришиваться, приклеиваться, подвешиваться на товар. На бирках в основном указывают фирменное наименование или товарный знак.

Ярлык

Ярлыки точно так же, как и бирки, прикладываются, приклеиваются, пришиваются или подвешиваются на товар, но в отличие от бирок содержат больше информации, например сорт, марку, размер, дату выпуска и др.

Контрольная лента

Контрольные ленты имеют небольшой размер, содержат в основном символическую информацию, дополняющую информацию на этикетках, ярлыках и бирках, а также используются в случае потери основной информации. Чаще всего размещаются на одежде и обуви.

Клеймо и штамп

Клейма и штампы — обозначения установленной формы, наносимые на товары, а также на упаковку и этикетки. В зависимости от того, где они нанесены, их делят на производственные и торговые, а в зависимости от своего назначения — на ветеринарные, карантинные, товароведные.

Примерами клейм и штампов служат ветеринарное клеймение туш убойных животных, вдавливание даты изготовления в сыры, штампование фирменной упаковки для предотвращения фальсификации товаров.

К торговой маркировке относятся товарные и кассовые чеки, а также ценники. Торговая маркировка в отличие от производственной несет в большей степени информацию о продавце, а наносится, как правило, не на товар, а на носители. Информация, которая должна содержаться на этих носителях, регулируется Постановлением Правительства N 55 «Правила продажи отдельных видов товаров».

Кассовый чек

Кассовый чек — документ, подтверждающий совершение договора купли-продажи. Это фискальный документ, имеющий отношение к уплате налогов, должен содержать следующие реквизиты:

- наименование предприятия-продавца;

- номер контрольно-кассовой машины;

- дату продажи;

- стоимость покупки.

Товарный чек

Товарный чек выдается вместе с кассовым чеком при продаже непродовольственных товаров. При продаже продовольственных товаров может выдаваться вместе с кассовым чеком для детализации купленных товаров в отчетных документах, а при отсутствии контрольно-кассовых машин — в качестве подтверждения совершения купли-продажи. Должен содержать следующие реквизиты:

- наименование предприятия-продавца;

- наименование товара;

- размерные характеристики;

- цену;

- дату реализации.

Ценник

Ценник — документ, который служит для доведения краткой информации о товаре и его цене до потребителя и является основанием для совершения сделки купли-продажи, поэтому в магазинах размешается строго под продаваемым товаром. Должен содержать следующую информацию:

- наименование предприятия-продавца;

- наименование товара;

- наименование предприятия-изготовителя;

- сорт;

- марку;

- срок годности;

- цену за единицу.

Также на ценнике продавец должен поставить дату заполнения, подпись заполнившего лица, а также печать организации.