Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии

Право потребителя на обмен товара надлежащего качества (Местная газета в г. Канаш "Навигатор" 31.10.2011 № 44)

На «горячую линию» ТО Управления Роспотребнадзора по ЧР в г. Канаш довольно часто поступают вопросы от потребителей: «Можно ли вернуть товар надлежащего качества?», «А при условии, если нет подтверждающего факт покупки документа?» и т.п.

В связи с этим, Роспотребнадзор разъясняет.

Статья 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» закрепляет за потребителем право обменять товар, даже если он надлежащего качества. Данная норма защищает права потребителя, если приобретенный товар не соответствует его ожиданиям, например не подошел по цвету, форме, размеру, габаритам, фасону, расцветке или комплектации.

Также устанавливается срок, в течение которого указанный товар может быть заменен, а именно: в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Следует обратить внимание, что обмену подлежат только непродовольственные товары.

Помимо требования, что обмену подлежат только непродовольственные товары, в настоящей статье также предусматривается условие, что потребитель может обменять купленный товар надлежащего качества, если:

- товар не был в употреблении;

- сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки;

- у покупателя имеются доказательства, подтверждающие приобретение товара у данного продавца, т.е. сохранены товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

Важный момент! Требование о предъявлении покупателем документа, подтверждающего оплату товара, не является обязательным, т.е. при отсутствии такого документа покупатель при необходимости вправе ссылаться и на свидетельские показания.

В случае если нужного товара нет в продаже, потребитель вправе вернуть товар продавцу и получить уплаченные за него деньги.

Еще одной отличительной особенностью обмена качественного товара, является то, что обменять качественный товар потребитель может только у продавца, у которого этот товар был приобретен. Обмен товара должен производиться в месте покупки или ином месте, указанном продавцом. Если товар обменивается с разницей в цене, сторонами договора производится необходимый перерасчет, т.е. если товар дороже, то покупатель доплачивает разницу в цене, а если дешевле, то продавец возвращает эту разницу покупателю. При этом следует исходить из цены, уплаченной покупателем при заключении договора. В случае отказа в обмене и несогласия потребителя с этим он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск в суде.

Но, потребителям следует обратить внимание на правовой акт Правительства РФ утверждающего перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену. В настоящее время такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Данный перечень товаров является исчерпывающим и не может быть расширен продавцом по своему усмотрению.

В случае, если подходящий Вам товар отсутствует в продаже на день обращения к продавцу, Вы имеете право по своему выбору:

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы в трехдневный срок со дня возврата товара;

- по соглашению с продавцом обменять товар на товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, при первом поступлении соответствующего товара в продажу, о чем его должен предупредить продавец.

Если продавец не сообщит о поступлении товара длительного пользования, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, в продажу, потребитель вправе обратиться в суд с требованием принудить продавца обменять товар и уплатить причиненные такой задержкой убытки. Количество обменов товара Законом не ограничивается. После обмена товара течение срока нового обмена товара надлежащего качества начинается заново со дня обмена.