Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии

Потребители – за честные финансовые услуги (Газета "Вперед" г. Шумерля № 33-36)

«Потребители – за честные финансовые услуги» – под таким девизом в этом году пройдет Всемирный день защиты прав потребителей.

Отношения, возникающие между потребителями, изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), регулируются Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее - Закон). Указанный закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

К отношениям, регулируемым Законом, относятся в частности отношения, вытекающие из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных бытовых нужд потребителя - гражданина, в том числе предоставление кредита для личных бытовых нужд граждан, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему и хранению ценных бумаг граждан и других ценностей, оказание консультационных услуг.

Финансово-кредитные организации, оказывая услуги гражданам, не всегда соблюдают законные интересы физических лиц, что выражается в непредставлении необходимой и полной информации по кредиту, включении в кредитные договора условий, ущемляющих права потребителей. Пункт 1 статьи 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" чётко закрепляет положение о том, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Обращаем внимание, что потребителю, до заключения кредитного договора, необходимо детально изучать его условия и, прежде всего, обратить внимание на то, чтобы банком в кредитный договор не были включены следующие условия, ущемляющие права потребителей:

1. Навязывание дополнительных услуг о взимании комиссии за открытие (ведение, обслуживание) ссудного счета, за выдачу кредита, об обязательном страховании жизни и здоровья заемщика, что приводит к «удорожанию» финансовой услуги;

2. Ущемление права потребителей на неизменность условий договора (т.е. закрепление возможности его изменения или расторжения по желанию банка). Исходя из толкования норм гражданского законодательства, подобные действия являются недопустимыми. К данным нарушениям можно отнести включение в договор условий:
о возможности одностороннего расторжения договора банком при нарушении заёмщиком любых своих обязанностей; об одностороннем изменении условий кредитования по заключённым договорам; об одностороннем изменении процентной ставки (ст. 29 ФЗ «О банках и банковской деятельности»);

3. Возложение на потребителя не предусмотренной гражданским законодательством ответственности в виде штрафов и неустоек за несвоевременное внесение платежей;

4. Ограничение права потребителя на досрочное исполнение обязательств, путем взимания процентов, установления штрафов  за досрочное погашение кредита;

5. Ограничение права потребителя на свободный выбор территориальной подсудности. Типовыми формами договоров, как правило, предусмотрено, все иски к банку должны быть рассмотрены по месту нахождения банка или его филиала (представительства), тогда как в соответствии со ст. 17 Закона РФ « О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. иски в защиту прав потребителей могут быть предъявлены в суды по выбору истца (потребителя) в суд по месту: жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора, нахождения организации (месту нахождения ее филиала или представительства).

6. Нарушение права потребителя на свободу распоряжения принадлежащими потребителю гражданскими правами и свободу договора. Указанное нарушение выражается во включении в договор условий, запрещающих заёмщику (потребителю) выступать поручителем иных лиц; передавать в залог своё имущество третьим лицам; получать кредиты в иных кредитных организациях без письменного уведомления или согласия банка.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Шумерля рекомендует потребителям, до заключения кредитных договоров, внимательно ознакомиться с условиями предоставления кредита, полной стоимостью кредита. При предоставлении потребительских кредитов, кредитная организация должна доводить до потребителя достоверную и полную информацию о самой организации, об условиях кредитования, использования и возврата денежных средств. В случае использования специальной банковской терминологии кредитная организация дает соответствующие разъяснения для того, чтобы информация была понятна лицам, не обладающим специальными познаниями в данной области и доступна без применения средств информационно-коммуникационных технологий. Кредитный договор, а также иные документы банка следует подписывать, только если потребитель уверен, что все его условия понятны и потребитель точно представляет, какие платежи и в какие сроки  необходимо будет произвести.

Подписав кредитный договор, потребитель соглашается со всеми его условиями и принимает на себя обязательства по их выполнению, в том числе по возврату в установленные сроки суммы основного долга и уплате всех причитающихся платежей. При неисполнении и/или ненадлежащем исполнении заемщиком этих условий банк вправе обратиться в суд с иском о взыскании задолженности.

Накануне Всемирного дня защиты прав потребителей территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Шумерля 14.03.2011 г. с 09.00 часов до 12.00 часов по адресу: Чувашская Республика, г. Шумерля, ул. Щербакова, д. 9, каб. 12 проведет прием граждан, а также организует «горячую линию» по вопросам защиты прав потребителей, обращаться по т. (83536) 5-29-15.