Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии

Как правильно предъявить претензию? (Газета "Вперед" г. Шумерля № 181-184)

В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Шумерля поступают обращения граждан, которые столкнулись с проблемой приобретенного некачественного товара. В целях информирования потребителей, предлагаем ознакомиться  с механизмом предъявления претензий продавцу (исполнителю) в случае обнаружения недостатков в товаре.

Потребитель при обнаружении недостатков в товаре, если  они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли- продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (статья 18 Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Для этого потребителю необходимо оформить претензию в письменной форме и направить продавцу по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо непосредственно вручить продавцу. Возможно, что в случае неудовлетворения требований в добровольном порядке, у потребителя возникнет необходимость в судебной защите. Поскольку указанные требования носят имущественный характер, спор может быть разрешен только судом.  При этом, при рассмотрении спора в суде потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

Некачественный товар потребитель должен возвратить продавцу по его требованию. Продавец обязан принять товар и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель  вправе участвовать при проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. То есть, если потребитель, получив акт проверки качества товара, не соглашается с представленными там выводами, он вправе повторно обратиться к продавцу с соответствующим письменным заявлением и настаивать на проведении независимой экспертизы. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Но, если результаты экспертизы покажут, что недостаток в товаре возник по обстоятельствам, за которые продавец не несет ответственность, в этом случае потребитель возмещает все расходы, связанные с проведением данной экспертизы, в том числе расходы за хранение товара и его транспортировку.

Потребитель вправе предъявить свои требования к  продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Если эти сроки не установлены - в разумный срок, но в пределах 2-х лет со дня передачи товара потребителю (статья 19 Закона «О защите прав потребителей»). Претензии относительно возврата денег за технически сложные товары принимаются в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара, по истечении указанного срока требовать возврата денег возможно только при обнаружении существенного недостатка, нарушении сроков устранения недостатков, невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Дополнительно необходимо учитывать, что требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления требования, соответственно проверка качества (экспертиза) товара должна быть проведена в течение 10-ти дней. При нарушении этого срока продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки по его требованию неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.