Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии

Далеко не мелочь ("Советская Чувашия" № 209)

Хотела купить пакет молока, но кассирша сказала, что у нее нет сдачи с тысячной купюры. Чаще всего в таких случаях продавцы сами ищут, где бы разменять банкноту, а в этот раз передо мной в магазине даже не извинились. А имеют ли они вообще право отказывать покупателю под предлогом отсутствия разменной монеты? И если да, то какая за это установлена ответственность?

В. АРТАМОНОВА, Новочебоксарск

Действительно, не редкость, что в магазине покупателям отказывают из-за отсутствия сдачи или, наоборот, из-за того, что они пытаются расплатиться за покупку мелкой монетой. И в том, и в другом случае продавцы неправы, ответили нам в Управлении Роспотребнадзора по Чувашской Республике. Во-первых, согласно Закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» денежные знаки обязательны к приему по нарицательной стоимости любыми резидентами на всей территории страны. А во-вторых, договор розничной купли-продажи является публичным договором, обязывающим торговую организацию осуществлять свою деятельность в отношении каждого, кто к ней обратился.

Отказываясь принять у покупателя деньги при наличии возможности предоставить ему соответствующие товары, услуги или выполнить для него какую-то работу, кассир фактически отказывается заключить с ним публичный договор. А это противоречит Гражданскому кодексу и является административным нарушением. За включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителей, статья 14.8 ч. 2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наложение штрафа на должностное (от 1000 до 2000 рублей) или юридическое лицо (от 10000 до 20000 рублей). То есть отвечать за такое нарушение будет даже не кассир, а его начальство...