Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии

Как правильно написать жалобу ("Вперед" Шумерлинская общественно-политическая газета № 87-89 )

Согласно ст. 33 Конституции РФ, граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, и органы местного самоуправления.

Сегодня в нашей стране существуют очень много органов, позволяющих гражданам защитить свои права. Система и структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом президента РФ №314 от 09.03.20004г. Порядок обращения граждан государственными органами, органами  местного самоуправления и должностными лицами  установлены Федеральным законом от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Конечно, лучше обращение оформить письменно. Такая форма удобна тем, что сам заявитель не забудет о том, чего хочет, и органу и должностному лицу поможет более подробно, качественно рассмотреть суть вопроса, да и факт обращения гражданин сможет подтвердить входящими номерами.

Обращения граждан бывает трех видов (ст. 4. закона №59-ФЗ):

1. заявление-просьба граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативно-правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика их деятельности.

2. жалоба-просьба граждан о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов других лиц.

3. предложение - рекомендации гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Рассматривают обращения граждан должностные лица.

В письменном обращении обязательно должно быть указано наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в который обращается гражданин, либо должность соответствующего лица. Кроме того, человеку надлежит  указать свою фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому следует направить ответ, и суть своего обращения. На заявлении или жалобе ставят личную подпись и дату.

Желательно указать контактный телефон, чтобы при возникновении у должностного лица (исполнителя) какого- либо вопроса была возможность уточнить необходимую для рассмотрения обращения информацию. В настоящее время  все  жалобы пишут в произвольной форме – определенного стандарта нет, есть только минимальные требования, о которых указывалось выше.

В соответствии с ч.1 ст.8 Закона № 59-ФЗ гражданин направляет обращение непосредственно в тот орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов. Если решение вопроса не подвластно этому госоргану, обращение будет перенаправлено в другой, компетентный в этом вопросе, орган, о чем гражданам уведомят.

Письменное обращение граждан обязательно регистрируется в течение трех дней с момента  поступления и рассматривается в течении 30 дней со дня его регистрации.

В исключительных случаях, а также при направлении запроса, предусмотренного ч.2 ст. 10 Закона № 59-ФЗ, руководитель госоргана в праве продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителю. В соответствии с законом обращения должны рассматриваться объективно, всесторонне и своевременно.

Ответ на обращение подписывает руководитель органа, или должностное лицо, или уполномоченное на то лицо. Если в письменном обращении не указана фамилия гражданина, направившего обращение, и его почтовый адрес, то в соответствии с ч.1 ст.11 Закона № 59-ФЗ ответ на обращение не дается.

Обращение не рассматривается, если его текст не поддается прочтению, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если  его фамилия и почтовый адрес поддается прочтению.

Если гражданин полагает, что при рассмотрении обращения каким–либо образом нарушены его права, он вправе написать жалобу на действие должностного лица.  Согласно ст. 15 Закона № 59-ФЗ, лица, виновные в нарушении данного закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.